ОСОБЕННОСТИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено,
которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС)
второго поколения.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785)
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие
с 1 января 2010 года.
Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом
российских педагогов-учёных под руководством Кондакова А.М., д.п.н., члена корреспондента РАО, с привлечением опыта работы учреждений образования 14 регионов РФ.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Структура стандартов включает три группы требований:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы
начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Остановимся на некоторых нормативных документах,
сопровождающих ФГОС начального общего образования и обеспечивающих его реализацию.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Требования содержат
описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения
которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.
Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет
содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- базисный учебный план образовательного учреждения;
- программу формирования универсальных учебных действий уобучающихся на ступени начального общего образования;
- рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учётом типа и вида образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу, включающую в себя иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определённые уставом образовательного учреждения.
Рассмотрим некоторые разделы основной образовательной программы начального общего образования.
Базисный учебный план образовательного учреждения (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Отличительной особенностью нового
ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования,
становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
За счёт часов данного раздела (до 1350 часов в год) обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника.
В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность (таблица 1).
таблица 1
№ | Направление работы |
Задачи | Примерные формыи мероприятия |
1 | Спортивно-оздоровительное |
Сохранение и укрепление здоровья, улучшения физического развития обучающихся;приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;формирование навыков здорового образа жизни. |
Спортивные часы или «Часы здоровья»; соревнования и спартакиады; турниры, конкурсы, товарищеские встречи по спортивным играм; оборонно-спортивные и физкультурно-массовые мероприятия (День защиты детей, День здоровья);
занятия в спортивных секциях; походы выходного дня; туризм; конкурсы газет по спортивной тематике; классные часы («Спорт в жизни людей», «Движение есть жизнь», «Вредные привычки», «Режим дня» и др.); беседы (просветительская работа) с родителями и учащимися по профилактике
заболеваемости, вредных привычек, пропаганде ЗОЖ и т.д. |
2 | Патриотическое |
Формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. |
Общешкольные линейки; тематические уроки Мужества («Присягают Родине сыны», «Времен связующая нить», «Поклонимся Великим тем годам» и др.); торжественные собрания; концерты, посвященные великим датам;
литературно-музыкальные композиции; встречи с ветеранами; акции «Доброе слово ветеранам»; выставки «Защитникам Отечества посвящается»; викторина «Знатоки ВОВ»; конкурс сочинений («Что я знаю о войне» и др.); конкурс чтецов («Есть праздник, что всегда с тобой»,
«Строки, опаленные войной» и др.); конкурс военной песни («Этих дней не смолкнет слава», «Эх, дороги ...» и др.); экскурсии в историко-художественные музеи, к памятникам и мемориалам, обелискам; пополнение экспозиции уголка боевой славы. |
3 | Образовательное |
Осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. |
Интеллектуальные марафоны и викторины;интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;кружки по интересам в классе и в школе;студии для развития обучающихся школы;
творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов; создание в классах команд и проведение в масштабах школы
состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами между командами учителей, школьников и родителей); балы науки и предметные вечера; |
4 | Общественно-полезная деятельность |
Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии |
Тимуровская деятельность; рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому»,
«Помоги людям старшего возраста»; трудовую акцию или субботник. |
Общеобразовательное учреждение может выбрать любое из перечисленных выше направлений или взять другой (собственный) вариант, опираясь на интересы и запросы обучающихся.
Формы организации образовательного процесса,
чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования также определяет образовательное учреждение, при необходимости привлекая образовательные учреждения дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.
Важной частью основной образовательной программы начального общего образования является Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, т.е. способности субъекта к саморазвитию и
совершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, авторы рассматривают УУД как обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно действовать при получении образования. УУД носят надпредметный характер,
обеспечивают целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания, обеспечивают усвоение учебного содержания и
формирование психологических способностей обучающихся.
Содействие образованию ребенка проявляется и в выборе разнообразных способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Дополняют систему формализованной
оценки оценкой аутентичной, фиксирующей индивидуальные достижения учащегося в образовательном процессе. Учитель создает условия для совместной с учащимися деятельности в данном направлении, предлагая к использованию такие технологии учета достижений, которые требуют от
учащегося развития навыков самооценки, постановки цели и коррекции процесса учения, а также обеспечивая необходимую поддержку в их реализации. В современных условиях особенно актуальными становятся способы учета достижений, основанные на самооценочных процессах
(индивидуальных дневник достижений, портфолио и т.д.).
Альтернативные подходы к оценке достижений обучающихся обусловлены тем, что основанные на них педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также, что очень важно, здоровьесберегающим потенциалом,
что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства. Ведь состояние здоровья школьников внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной
развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Реализация современных требований потребует от учителя особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы;
быть союзником психолога, социального педагога и пр.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий.
Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях
новой социально-образовательной ситуации.
Таким образом, введение в российские школы новых образовательных стандартов требует серьезной подготовки педагогической общественности и осуществления ряда мероприятий:
- разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;
- приведение нормативной базы образовательного учреждения всоответствии с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
- определение списка учебников и учебных пособий, используемых вобразовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования всоответствии с НСОТ;
- заключение дополнительных соглашений к трудовому договору спедагогическими работниками;
- определение оптимальных для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия сучреждениями(ем) дополнительного образования детей);
- разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществление повышения квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
- обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.