ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МБОУ «СОШ №3» с.Огоньки
на 2012-2013 учебный год
Учебный план МБОУ СОШ №3 с. Огоньки - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
Учебный план МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки разработан в соответствии с Региональным базисным учебным планом образовательных учреждений Сахалинской области, реализующих программы общего образования.
Реализация базисного учебного плана в средней общеобразовательной школе с. Огоньки направлена на выполнение Государственного стандарта общего образования, решение целей и задач образовательного учреждения, основных направлений развития и модернизации образования.
Нормативно-правовая база учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки» Сахалинской области
Для классов перешедших на ФГОС НОО
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. с последующими изменениями и дополнениями (в редакции Федеральных законов 2010г.) ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования " от 06.10.2009 № 373;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановление Правительства российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216);
- Устав МОУ СОШ с.Огоньки;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки;
- Положение о фонде оплаты труда (приложение к коллективному договору);
При разработке учебного плана использованы документы рекомендательного и методического характера:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —М. : Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения);
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост. Е.С.Савинов].-М.: Просвещение, 2010.-191с.-(Стандарты второго поколения);
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения) ;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная и основная школа. М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения);
- «О работе по организации введения нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Методическое письмо Министерства образования Сахалинской области от 12.02.2010 № 01-110/964;
- «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (Письмо МО РФ № 2021/11-13 от 25.09.2000) ;
- «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от20 . 02. 1999);
- «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15);
- «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ № 13-51-120/13- от 03.06.2003);
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13);
- «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы» (Приложение к письму МО РФ от 17.12.2001 № 957/13-13).
Для классов, не перешедших на ФГОС
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. с последующими изменениями и дополнениями (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования«);
- «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Примерные программы среднего (полного) общего образования. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312;
- «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010г. № 889 ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 1178-02) Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановление Правительства российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановление Правительства российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216);
- «Об утверждении Регионального базисного учебного плана на 2010-2011 учебный год для общеобразовательных учреждений Сахалинской области». Приказ Министерства образования Сахалинской области от 29.09.2010г. № 1061-ОД;
- Устав МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки;
- «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (Письмо МО РФ № 2021/11-13 от 25.09.2000);
- «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от20 . 02. 1999;
- «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15);
- «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ № 13-51-120/13- от 03.06.2003);
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13);
- «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы» (Приложение к письму МО РФ от 17.12.2001 № 957/13-13).
Структура и содержание учебного плана, содержание образовательных областей в учебном плане МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки.
1. В учебном плане МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки прописано годовое распределение часов.
Учебный план начального образования предусматривает 4-летний нормативный срок освоения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Начальная школа работает в условиях 5-дневной учебной недели (для обучающихся 1 класса), 6-дневной рабочей недели (для обучающихся 2-4 классов). Продолжительность учебного года в I классе - 33 учебные недели,
продолжительность урока (академического часа) в 1-ом классе составляет в первой четверти (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, во второй четверти (ноябре-декабре) – по 4 урока по 35 минут каждый; во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый). Продолжительность учебного года во II - IV классах – не менее 34 учебных недель, продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для 5-9 классов устанавливает 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных стандартов основного общего образования. 5-9 классы работают в условиях 6-дневной учебной недели. Учебный план ориентирован на 34 учебных недели в год, в 9-ом классе – до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для 9-11 классов устанавливает 2 -летний нормативный срок освоения государственных образовательных стандартов. Средняя (полная) школа работает в условиях 6-дневной учебной недели. Продолжительность учебного года составляет не менее 35 учебных недель (без учета экзаменационного периода государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений). Продолжительность урока – 45 минут.
2. Учебный план школы имеет трехкомпонентную структуру, состоящую из федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
Для реализации учебного плана школа использует учебно-методические комплексы нового поколения (в первом-третьем классах используется УМК «Начальная школа XXI века под редакцией Н.Ф.Виноградовой), в 4 классе УМК «Школа 2100».
3. Федеральный компонент – основная часть учебного плана Госстандарта общего образования и не превышает допустимого количества часов.
Он устанавливает:
- обязательный минимум образовательных программ;
- требования к уровню подготовки выпускников;
4. Региональный (национально-региональный) компонент добавляет в 5 - 9 классах по 1 часу краеведения, в 10-11 классах по 1 часу русского языка и математики.
5. Компонент образовательного учреждения направлен на:
- увеличение часов базового компонента
- предметы и курсы, вводимые в связи с основными направлениями развития ОУ
- элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность.
Учебный план начального образования определяет:
- структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Окружающий мир, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;
- перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);
- учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;
- общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;
- Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
При определении структуры учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и пр.).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса) предусматривает время:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;
- на индивидуально-групповые занятия;
- на предметы и курсы, вводимые в связи с основными направлениями развития ОУ.
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на введение индивидуально-групповых занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, проводится в пределах максимально допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя также внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.
Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Обучающимся предоставляется возможность выбора занятий, направленных на всестороннее развитие. Занятия проводятся в форме, отличной от урочной системы обучения: кружки, секции, творческие мастерские, студии.
Программное обеспечение внеурочной деятельности соответствует примерным программам по каждому из направлений и рекомендовано Министерством образования к использованию в общеобразовательных учреждениях для организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов, перешедших на ФГОС НОО.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. № 1178-02) – “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997. Продолжительность учебного года на ступени начального общего образования, продолжительность каникул и продолжительность урока устанавливается образовательным учреждением также в соответствии действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Инвариантная часть учебного плана 1 ступени соответствует инвариантному (федеральному) компоненту на 2012-2013 учебный год и обеспечивает базовый уровень по всем предметам, предусмотренными государственными программами.
В 1 классе введен 3 час физической культуры, поэтому недельная нагрузка увеличилась до 21 часа в неделю вместо прежних 20 часов.
В 1-4 классах на изучение базовых учебных предметов отводится следующее количество часов:
- Русский язык – - 5 часов (1 класс), 3 часа (2-4 классы)
- Литературное чтение –4 часа (1 класс), 2 часа (1-4 классы)
- Иностранный язык (английский)– 2 часа (2 – 4 классы)
- Математика – 4 часа (1-4 классы)
- Окружающий мир – 2 часа (1-4 классы)
- Музыка – 1 час (2-4 классы)
- Трудовое обучение – 2 часа (3-4 классы), 1 час (1-2 классы)
- Изобразительное искусство – 1 час (1-4 классы)
- Физическая культура – 3 часа (1-4 классы)
Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами:
- Информатика в играх и задачах (2-4 классы) – 1 час
- Литературное чтение (1-4 класс) – 2 час
- Русский язык (1-4 классы) – 2 часа
- Экология (2-3 классы) – 1 час
- Занимательная математика (2 класс) – 1 час
Учебные часы распределены на:
1. Увеличение количества часов базового компонента Предмет «Литературное чтение» введен в 1- 4 классах по той причине, что в федеральном разделе учебного плана уменьшено количество часов, и чтобы выполнить образовательную программу по литературному чтению, необходимо четыре недельных часа.
Предмет «Русский язык» введен в 1- 4 классах по той причине, что в федеральном разделе учебного плана уменьшено количество часов, и чтобы выполнить образовательную программу по литературному чтению, необходимо пять недельных часов.
2.Предметы и курсы, вводимые в связи с основными направлениями развития ОУ
Предмет «Информатика в играх и задачах» во 2-4 классах (по 1 часу) является пропедевтическим курсом к системному изучению предмета «Информатика».
Информатика в начальной школе рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. Компьютер в курсе присутствует неявно, в виде правил составления описания предметов (объектов), их поведения и логических рассуждений о них, в виде требований к строгости и логичности, аккуратности составления таких описаний. В отличие от других учебных предметов на уроках информатики в начальной школе дети изучают сам процесс самостоятельного составления моделей, т.е составление описаний. Непрямое изучение компьютера не создает дополнительной нагрузки на здоровье учащихся.
Программа рекомендована Департаментом общего среднего образования МО РФ. Учебник «Информатика в играх и задачах», В.Горячев и др. М.Просвещение, 2008
При 6-дневной учебной неделе предельно допустимая аудиторная нагрузка во 2 – 4 классах составляет 26 час
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану в 1-ом и 2-ом классах в 2012-2013 учебном году
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Продолжительность урока в начальной школе в 1 классе – от 35 минут в первом полугодии до 45 минут – во втором. В сентябре проводится по 3 урока, 4-е уроки в нетрадиционной игровой форме.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели.
За счет указанных в учебном плане часов реализуются дополнительные образовательные программы, программа социализации учащихся, воспитательная программа.
Учебный план является механизмом формирования образовательного плана общеобразовательного учреждения и одним из оснований финансирования общеобразовательного учреждения.
Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Предмет «Литературное чтение» ориентирован на реализацию следующих целей:
- формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности; >
- формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
- знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Изучение предмета «Математика» направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Цель изучения предмета « Окружающий мир» – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.
Особое место необходимо уделить формированию младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях.
Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Особенностями учебного предмета « Технология» являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;
- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
- овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
- воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
В учебный план включена «Внеурочная деятельность», на которую отводится по 10 часов в 1 и 2 классах.
Направления | Название кружка, секции | количество часов |
Спортивно-оздоровительное | Спортивный час | 1 |
Общекультурное | Театральные игры | 1 |
Оригами | 1 |
Веселые нотки | 1 |
Общеинтеллектуальное | Детская риторика | 1 |
Азбука психологии | 1 |
Социальное | Азбука добра | 1 |
Светофорчик | 1 |
Духовно-нравственное | Юный художник | 2 |
Учебный план II ступени для 5,6,7,8,9 классов
Учебный план II ступени для 5,6,7,8,9 классов разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9.03.2004 г. №1312 и приказа Департамента образования администрации Сахалинской области от 28.04.2006 г. №332-ОД «Об утверждении Регионального базисного учебного плана общеобразовательных школ Сахалинской области».
- Инвариантная часть учебного плана соответствует инвариантному (федеральному) компоненту регионального базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год и обеспечивает базовый уровень по всем предметам, предусмотренным государственными программами.
Учебные предметы образовательных областей:
- Русский язык
- Литература
- Иностранный язык (английский)
- Математика (с 7 класса - алгебра – 3 часа, геометрия – 2 часа в неделю)
- Обществознание
- Биология
- Химия
- География
- Технология
- Физическая культура
- Изобразительное искусство
- Музыка
представленые в учебном плане в соответствии с часами федерального компонента, предметы изучаются по типовым государственным программам и учебникам.
Вариативная часть учебного плана состоит из вариативного (регионального) компонента и вариативного (школьного) компонента (по выбору школы).
- Региональный компонент учебного плана включает в себя следующие учебные предметы:
- Краеведение 5,6,7,8,9 классы (по 1 часу)
В рамках регионального компонента выделен 1 час на изучение предмета «Краеведение» в 5,6,7,8,9 классах с целью уделить внимание изучению особенностей родного края, формированию экологических понятий и ценностей. Содержание образования этого предмета носит краеведческую направленность.
Предмет обеспечен программой в рамках ведения Регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ Департамента образования администрации Сахалинской области №528-ОД).
- Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами:
- География –6 класс (1 час)
- Экология – 5-9 классы (1 час)
- Мхк – 5-9 классы (1 час)
- Обществознание – 5 класс (1 час)
- Элективные курсы – 9 класс (2 часа)
- Информатика - 5,6,7,8 классы (1 час)
- Черчение – 8 класс (1 час)
- Русский язык – 5 – 6 классы (по 3 часа), 7 класс – (2 часа)
Учебные часы распределены следующим образом:
1. Увеличение часов базового компонента
На изучение предмета «География» в 6 классе выделен 1 час для обеспечения качественного прохождения учебных программ с целью выполнения практической части программы. Обучение ведется по типовым программам Министерства образования и науки РФ,
На изучение предмета «Русский язык» добавлено в 5 и 6 классах – по 3 недельных часа, в 7 классе – 2 часа, т.к. сократилось количество часов в федеральном разделе учебного плана, и для выполнения образовательной программы необходимо добавить данное количество часов.
2. Предметы и курсы, вводимые в связи с основными направлениями развития ОУ и предпрофильным обучением.
Предмет «Обществознание» введен в 5 классе для целостного изучения курса с 5 по 11 класс. На его изучение отведен 1 час. Курс обеспечен типовыми программами, учебниками.
Предмет «Информатика» введен с пропедевтической целью для дальнейшего системного изучения информатики в 9-11 классе. Учащиеся получат первоначальные знания по информатике, овладеют навыками обращения с компьютером.
Предмет оснащен учебником Босовой 2009-2010 г. выпуска, имеется программное обеспечение.
Предмет «Экология» ведется с 5 по 9 классы. На него отведено по 1 часу. Школа работает в режиме непрерывного экологического образования с дошкольной группы по 11 класс, поэтому в каждом классе второй и третьей ступени отведено по часу на изучение данного предмета. Этот курс решает задачи непрерывного экологического образования, расширяет область применения естественнонаучных знаний на основе их связи с жизнью, делает знания в области естественнонаучных наук прочными и осознанными.
Курс обеспечен программами, учебниками.
Обучение ведется с использованием разнообразных форм организации занятий: индивидуальные и групповые формы работы, семинары, практические работы на местности, экскурсии, походы.
Предмет «Мхк» введен в 5-9 классах, чтобы обучающиеся получили целостное представление о культуре, ее пластах, периодах, эпохах, получили целостное впечатление о культурной жизни населения Земли. На него отводится 1 час. Используется программа Даниловой для 5-11 классов. Курс обеспечен методическими пособиями, учебниками для обучающихся.
В рамках компонента образовательного учреждения в 9 классе введена образовательная область «Предпрофильная подготовка» - 2 часа в неделю отводятся на курсы по выбору учащихся.
Курсы предпрофильной подготовки делятся на предметные:
- Информатика (34 часа)
- Стилистика русского языка (17 часов)
- Учимся писать сочинение (17 часов)
Задачи этих курсов:
- Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету
- Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне
- Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования
- Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий.
Элективные курсы позволяют углубить знания учащихся по предметам, помогают организовать индивидуальную работу с одаренными детьми, продолжить развитие способностей и интересов учащихся.
Все курсы обеспечены программами, имеется тематическое планирование.
Предельно допустимая аудиторная нагрузка составляет в 5 классе -32 час, в 6 классе – 33 часа, в 7 классе – 35 часов, в 8 классе – 36 часов, в 9 классе – 36 часов при 6-дневной учебной неделе.
Учебный план специального коррекционного класса VIII вида на ступени основного общего образования
Учебный план специального коррекционного класса VIII вида на ступени основного общего образования составлен на основе Базисного учебного плана (специальных) коррекционных классов (1 вариант) составлен соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (13.01.1996 с изменениями и дополнениями), с действующим законодательством РФ в области образования лиц с ограни¬ченными возможностями здоровья. При разработке учебного плана для умственно отсталых детей (умеренная и тяжелая умственная отсталость) за основу взяты рекомендации лаборатории специального образования Пермского краевого института повышения квалификации работников образования, реализующие основные принципы и положе¬ния концепции Института Коррекционной Педагогики РАО о поэтапном ре¬формировании системы специального образования, а также другие нормативные документы:
- Концепция модернизации российского образования, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (инструктивное письмо №№15/730-2, 2510/7148-97 от 24.09.97 г. «Разъяснение по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I – VIII вида».
Учебный план определяет основные образовательные направления, пере¬чень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специ¬фики обучения умственно отсталых учащихся и максимально допустимой на¬грузки часов. Учебный план структурирован по образовательным областям, которые включают в себя учебные и коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия в соответствии с рекомендованным учебным планом.
Учебные предметы базового компонента учебного плана:
«Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», « Математика», «Биология», «География», «История Отечества», «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Физкультура». Трудовая подготовка представлена предметом «Профессионально-трудовое обучение», но в школе нет возможности обучать ученика по полной программе, поэтому план составлен, исходя из возможностей школы, оплаты труда педагогов. Коррекционный блок учебного плана представлен предметом:«Социально-бытовая ориентировка», обязательные индивидуальные и индивидуально-групповые занятия проводятся в первую половину дня. Школьный компонент использован на занятия по экологии, мхк, краеведению.
Таким образом, учебный план обеспечивает усвоение элементарных и основных понятий по учебным предметам в соответствии с эмоционально-волевыми, психологическими, физиологическими особенностями детей с разными формами умственной отсталости. Коррекционная направленность обучения способствует индивидуальной социальной адаптации данной категории учащихся.
Учебный план III ступени для 10 - 11 классов
Учебный план III ступени для 10 - 11 классов разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 и приказа Департамента образования администрации Сахалинской области от 28.04.2006 г. №332-ОД «Об утверждении Регионального базисного учебного плана общеобразовательных школ Сахалинской области».
Инвариантная часть учебного плана для универсального обучения (непрофильное обучение) 10-11 классов обеспечивает базовый уровень по предметам образовательных областей с учетом регионального компонента.
Так как классы старшей ступени являются универсальными, то федеральный компонент представлен следующими базовыми предметами:
- Русский язык
- Литература
- Иностранный язык (английский)
- Математика
- История
- Обществознание
- Информатика и ИКТ
- Физика
- Химия
- Биология
- География
- Физическая культура
- Мхк
- Технология
Данные учебные предметы обеспечены типовыми государственными программами.
В рамках регионального (национально-регионального) компонента для обеспечения качественного усвоения содержания, углубления базовых общеобразовательных курсов увеличены часы федерального компонента на:
- Русский язык – 1 час (10-11 классы)
Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами:
- экология – 1 час (10-11 классы)
- факультативные занятия– 3 часа (10 класс), 3 час (11 класс)
Учебные часы распределены следующим образом:
- На развитие содержания образования:
Предмет «Экология» введен в 10-11 классах по 1 часу. Он является заключительным в системе непрерывного экологического образования в средней школе. Курс обеспечен учебниками, программой.
- Факультативные занятия
На данной ступени осуществляется обучение и развитие учащихся до уровня требований к подготовке выпускника, получающего среднее (полное) образование и уровня конкурентноспособности при поступлении в
различные учебные заведения, поэтому индивидуально-групповые занятия направлены на удовлетворение познавательных интересов мотивированных учащихся и оказания помощи учащимся, не достигшим стандарта обучения.
Учебные часы индивидуально-групповых занятий распределены следующим образом:
- Индивидуально-групповые занятия по русскому языку – по 1 часу (10-11 классы)
- Индивидуально-групповые занятия по математике – по 1 часу (10-11 классы)
Предмет «Информатика» введен в 11 классе для углубленного изучения этого модуля для более качественной подготовки обучающихся к сдаче государственной (итоговой) аттестации в 11 классе.
Таким образом, учебный план школы обеспечивает учет индивидуальных потребностей, запросов и возможностей выпускников школы. Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет в 10 классе – 37 часов, в 11 классе – 37 часов.
Введение предметов компонента образовательного учреждения закреплено приказом по школе № 96-ОД от 07.09.12 г. в рамках инновационной деятельности.
Из 52 часов компонента образовательного учреждения использованы все часы.
Объектом контроля и оценки БУП является определение условий достижения обязательного минимума содержания образовательных программ и итоговая аттестация выпускников. Поэтому в МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки ведутся мониторинги:
- Уровень сформированности ЗУН учащихся
- Результаты государственной (итоговой) аттестации
- Уровень качества знаний
Учебный план МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки реализуется в полном объеме.
Корректировка плана вносится приказом по школе.