Учебный план

вернуться на главную страницу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МБОУ «СОШ №3» с.Огоньки
на 2012-2013 учебный год
Учебный план МБОУ СОШ №3 с. Огоньки - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Учебный план МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки разработан в соответствии с Региональным базисным учебным планом образовательных учреждений Сахалинской области, реализующих программы общего образования. Реализация базисного учебного плана в средней общеобразовательной школе с. Огоньки направлена на выполнение Государственного стандарта общего образования, решение целей и задач образовательного учреждения, основных направлений развития и модернизации образования.

Нормативно-правовая база учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки» Сахалинской области

Для классов перешедших на ФГОС НОО

При разработке учебного плана использованы документы рекомендательного и методического характера:

Для классов, не перешедших на ФГОС

Структура и содержание учебного плана, содержание образовательных областей в учебном плане МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки.

1. В учебном плане МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки прописано годовое распределение часов.
Учебный план начального образования предусматривает 4-летний нормативный срок освоения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Начальная школа работает в условиях 5-дневной учебной недели (для обучающихся 1 класса), 6-дневной рабочей недели (для обучающихся 2-4 классов). Продолжительность учебного года в I классе - 33 учебные недели, продолжительность урока (академического часа) в 1-ом классе составляет в первой четверти (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, во второй четверти (ноябре-декабре) – по 4 урока по 35 минут каждый; во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый). Продолжительность учебного года во II - IV классах – не менее 34 учебных недель, продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для 5-9 классов устанавливает 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных стандартов основного общего образования. 5-9 классы работают в условиях 6-дневной учебной недели. Учебный план ориентирован на 34 учебных недели в год, в 9-ом классе – до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для 9-11 классов устанавливает 2 -летний нормативный срок освоения государственных образовательных стандартов. Средняя (полная) школа работает в условиях 6-дневной учебной недели. Продолжительность учебного года составляет не менее 35 учебных недель (без учета экзаменационного периода государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений). Продолжительность урока – 45 минут.
2. Учебный план школы имеет трехкомпонентную структуру, состоящую из федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
Для реализации учебного плана школа использует учебно-методические комплексы нового поколения (в первом-третьем классах используется УМК «Начальная школа XXI века под редакцией Н.Ф.Виноградовой), в 4 классе УМК «Школа 2100».
3. Федеральный компонент – основная часть учебного плана Госстандарта общего образования и не превышает допустимого количества часов.
Он устанавливает:
4. Региональный (национально-региональный) компонент добавляет в 5 - 9 классах по 1 часу краеведения, в 10-11 классах по 1 часу русского языка и математики.
5. Компонент образовательного учреждения направлен на:
Учебный план начального образования определяет:
При определении структуры учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и пр.).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса) предусматривает время:
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на введение индивидуально-групповых занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, проводится в пределах максимально допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя также внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.
Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Обучающимся предоставляется возможность выбора занятий, направленных на всестороннее развитие. Занятия проводятся в форме, отличной от урочной системы обучения: кружки, секции, творческие мастерские, студии.
Программное обеспечение внеурочной деятельности соответствует примерным программам по каждому из направлений и рекомендовано Министерством образования к использованию в общеобразовательных учреждениях для организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов, перешедших на ФГОС НОО.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. № 1178-02) – “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997. Продолжительность учебного года на ступени начального общего образования, продолжительность каникул и продолжительность урока устанавливается образовательным учреждением также в соответствии действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Инвариантная часть учебного плана 1 ступени соответствует инвариантному (федеральному) компоненту на 2012-2013 учебный год и обеспечивает базовый уровень по всем предметам, предусмотренными государственными программами.
В 1 классе введен 3 час физической культуры, поэтому недельная нагрузка увеличилась до 21 часа в неделю вместо прежних 20 часов.
В 1-4 классах на изучение базовых учебных предметов отводится следующее количество часов:
Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами:
Учебные часы распределены на:
1. Увеличение количества часов базового компонента Предмет «Литературное чтение» введен в 1- 4 классах по той причине, что в федеральном разделе учебного плана уменьшено количество часов, и чтобы выполнить образовательную программу по литературному чтению, необходимо четыре недельных часа.
Предмет «Русский язык» введен в 1- 4 классах по той причине, что в федеральном разделе учебного плана уменьшено количество часов, и чтобы выполнить образовательную программу по литературному чтению, необходимо пять недельных часов.
2.Предметы и курсы, вводимые в связи с основными направлениями развития ОУ
Предмет «Информатика в играх и задачах» во 2-4 классах (по 1 часу) является пропедевтическим курсом к системному изучению предмета «Информатика». Информатика в начальной школе рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. Компьютер в курсе присутствует неявно, в виде правил составления описания предметов (объектов), их поведения и логических рассуждений о них, в виде требований к строгости и логичности, аккуратности составления таких описаний. В отличие от других учебных предметов на уроках информатики в начальной школе дети изучают сам процесс самостоятельного составления моделей, т.е составление описаний. Непрямое изучение компьютера не создает дополнительной нагрузки на здоровье учащихся.
Программа рекомендована Департаментом общего среднего образования МО РФ. Учебник «Информатика в играх и задачах», В.Горячев и др. М.Просвещение, 2008 При 6-дневной учебной неделе предельно допустимая аудиторная нагрузка во 2 – 4 классах составляет 26 час

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану в 1-ом и 2-ом классах в 2012-2013 учебном году

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Продолжительность урока в начальной школе в 1 классе – от 35 минут в первом полугодии до 45 минут – во втором. В сентябре проводится по 3 урока, 4-е уроки в нетрадиционной игровой форме.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели.
За счет указанных в учебном плане часов реализуются дополнительные образовательные программы, программа социализации учащихся, воспитательная программа.
Учебный план является механизмом формирования образовательного плана общеобразовательного учреждения и одним из оснований финансирования общеобразовательного учреждения.

Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

Предмет «Литературное чтение» ориентирован на реализацию следующих целей:

Изучение предмета «Математика» направлено на достижение следующих целей:

Цель изучения предмета « Окружающий мир» – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.
Особое место необходимо уделить формированию младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях.

Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

Особенностями учебного предмета « Технология» являются:

Изучение учебного предмета «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:

В учебный план включена «Внеурочная деятельность», на которую отводится по 10 часов в 1 и 2 классах.

НаправленияНазвание кружка, секцииколичество
часов
Спортивно-оздоровительноеСпортивный час1
Общекультурное Театральные игры1
Оригами 1
Веселые нотки1
ОбщеинтеллектуальноеДетская риторика1
Азбука психологии1
Социальное Азбука добра1
Светофорчик1
Духовно-нравственное Юный художник2

Учебный план II ступени для 5,6,7,8,9 классов

Учебный план II ступени для 5,6,7,8,9 классов разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9.03.2004 г. №1312 и приказа Департамента образования администрации Сахалинской области от 28.04.2006 г. №332-ОД «Об утверждении Регионального базисного учебного плана общеобразовательных школ Сахалинской области».
  1. Инвариантная часть учебного плана соответствует инвариантному (федеральному) компоненту регионального базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год и обеспечивает базовый уровень по всем предметам, предусмотренным государственными программами.
    Учебные предметы образовательных областей:
    представленые в учебном плане в соответствии с часами федерального компонента, предметы изучаются по типовым государственным программам и учебникам.
    Вариативная часть учебного плана состоит из вариативного (регионального) компонента и вариативного (школьного) компонента (по выбору школы).
  2. Региональный компонент учебного плана включает в себя следующие учебные предметы:
    В рамках регионального компонента выделен 1 час на изучение предмета «Краеведение» в 5,6,7,8,9 классах с целью уделить внимание изучению особенностей родного края, формированию экологических понятий и ценностей. Содержание образования этого предмета носит краеведческую направленность. Предмет обеспечен программой в рамках ведения Регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ Департамента образования администрации Сахалинской области №528-ОД).
  3. Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами:
Учебные часы распределены следующим образом:
1. Увеличение часов базового компонента
На изучение предмета «География» в 6 классе выделен 1 час для обеспечения качественного прохождения учебных программ с целью выполнения практической части программы. Обучение ведется по типовым программам Министерства образования и науки РФ,
На изучение предмета «Русский язык» добавлено в 5 и 6 классах – по 3 недельных часа, в 7 классе – 2 часа, т.к. сократилось количество часов в федеральном разделе учебного плана, и для выполнения образовательной программы необходимо добавить данное количество часов.
2. Предметы и курсы, вводимые в связи с основными направлениями развития ОУ и предпрофильным обучением.
Предмет «Обществознание» введен в 5 классе для целостного изучения курса с 5 по 11 класс. На его изучение отведен 1 час. Курс обеспечен типовыми программами, учебниками.
Предмет «Информатика» введен с пропедевтической целью для дальнейшего системного изучения информатики в 9-11 классе. Учащиеся получат первоначальные знания по информатике, овладеют навыками обращения с компьютером.
Предмет оснащен учебником Босовой 2009-2010 г. выпуска, имеется программное обеспечение.
Предмет «Экология» ведется с 5 по 9 классы. На него отведено по 1 часу. Школа работает в режиме непрерывного экологического образования с дошкольной группы по 11 класс, поэтому в каждом классе второй и третьей ступени отведено по часу на изучение данного предмета. Этот курс решает задачи непрерывного экологического образования, расширяет область применения естественнонаучных знаний на основе их связи с жизнью, делает знания в области естественнонаучных наук прочными и осознанными.
Курс обеспечен программами, учебниками.
Обучение ведется с использованием разнообразных форм организации занятий: индивидуальные и групповые формы работы, семинары, практические работы на местности, экскурсии, походы.
Предмет «Мхк» введен в 5-9 классах, чтобы обучающиеся получили целостное представление о культуре, ее пластах, периодах, эпохах, получили целостное впечатление о культурной жизни населения Земли. На него отводится 1 час. Используется программа Даниловой для 5-11 классов. Курс обеспечен методическими пособиями, учебниками для обучающихся.
В рамках компонента образовательного учреждения в 9 классе введена образовательная область «Предпрофильная подготовка» - 2 часа в неделю отводятся на курсы по выбору учащихся.
Курсы предпрофильной подготовки делятся на предметные:
Задачи этих курсов:
Элективные курсы позволяют углубить знания учащихся по предметам, помогают организовать индивидуальную работу с одаренными детьми, продолжить развитие способностей и интересов учащихся.
Все курсы обеспечены программами, имеется тематическое планирование.
Предельно допустимая аудиторная нагрузка составляет в 5 классе -32 час, в 6 классе – 33 часа, в 7 классе – 35 часов, в 8 классе – 36 часов, в 9 классе – 36 часов при 6-дневной учебной неделе.

Учебный план специального коррекционного класса VIII вида на ступени основного общего образования

Учебный план специального коррекционного класса VIII вида на ступени основного общего образования составлен на основе Базисного учебного плана (специальных) коррекционных классов (1 вариант) составлен соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (13.01.1996 с изменениями и дополнениями), с действующим законодательством РФ в области образования лиц с ограни¬ченными возможностями здоровья. При разработке учебного плана для умственно отсталых детей (умеренная и тяжелая умственная отсталость) за основу взяты рекомендации лаборатории специального образования Пермского краевого института повышения квалификации работников образования, реализующие основные принципы и положе¬ния концепции Института Коррекционной Педагогики РАО о поэтапном ре¬формировании системы специального образования, а также другие нормативные документы:
Учебный план определяет основные образовательные направления, пере¬чень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специ¬фики обучения умственно отсталых учащихся и максимально допустимой на¬грузки часов. Учебный план структурирован по образовательным областям, которые включают в себя учебные и коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия в соответствии с рекомендованным учебным планом.
Учебные предметы базового компонента учебного плана:
«Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», « Математика», «Биология», «География», «История Отечества», «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Физкультура». Трудовая подготовка представлена предметом «Профессионально-трудовое обучение», но в школе нет возможности обучать ученика по полной программе, поэтому план составлен, исходя из возможностей школы, оплаты труда педагогов. Коррекционный блок учебного плана представлен предметом:«Социально-бытовая ориентировка», обязательные индивидуальные и индивидуально-групповые занятия проводятся в первую половину дня. Школьный компонент использован на занятия по экологии, мхк, краеведению.
Таким образом, учебный план обеспечивает усвоение элементарных и основных понятий по учебным предметам в соответствии с эмоционально-волевыми, психологическими, физиологическими особенностями детей с разными формами умственной отсталости. Коррекционная направленность обучения способствует индивидуальной социальной адаптации данной категории учащихся.

Учебный план III ступени для 10 - 11 классов

Учебный план III ступени для 10 - 11 классов разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 и приказа Департамента образования администрации Сахалинской области от 28.04.2006 г. №332-ОД «Об утверждении Регионального базисного учебного плана общеобразовательных школ Сахалинской области».
Инвариантная часть учебного плана для универсального обучения (непрофильное обучение) 10-11 классов обеспечивает базовый уровень по предметам образовательных областей с учетом регионального компонента.
Так как классы старшей ступени являются универсальными, то федеральный компонент представлен следующими базовыми предметами:
Данные учебные предметы обеспечены типовыми государственными программами.
В рамках регионального (национально-регионального) компонента для обеспечения качественного усвоения содержания, углубления базовых общеобразовательных курсов увеличены часы федерального компонента на:
Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами:
Учебные часы распределены следующим образом:
  1. На развитие содержания образования:
    Предмет «Экология» введен в 10-11 классах по 1 часу. Он является заключительным в системе непрерывного экологического образования в средней школе. Курс обеспечен учебниками, программой.
  2. Факультативные занятия
На данной ступени осуществляется обучение и развитие учащихся до уровня требований к подготовке выпускника, получающего среднее (полное) образование и уровня конкурентноспособности при поступлении в различные учебные заведения, поэтому индивидуально-групповые занятия направлены на удовлетворение познавательных интересов мотивированных учащихся и оказания помощи учащимся, не достигшим стандарта обучения.
Учебные часы индивидуально-групповых занятий распределены следующим образом:
Предмет «Информатика» введен в 11 классе для углубленного изучения этого модуля для более качественной подготовки обучающихся к сдаче государственной (итоговой) аттестации в 11 классе.
Таким образом, учебный план школы обеспечивает учет индивидуальных потребностей, запросов и возможностей выпускников школы. Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет в 10 классе – 37 часов, в 11 классе – 37 часов.
Введение предметов компонента образовательного учреждения закреплено приказом по школе № 96-ОД от 07.09.12 г. в рамках инновационной деятельности.
Из 52 часов компонента образовательного учреждения использованы все часы.
Объектом контроля и оценки БУП является определение условий достижения обязательного минимума содержания образовательных программ и итоговая аттестация выпускников. Поэтому в МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки ведутся мониторинги:
Учебный план МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки реализуется в полном объеме.
Корректировка плана вносится приказом по школе.
вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz